Новости

Хранительницы традиций и земель: как женщины борются за права коренных народов

Photo by#nbsp;Lorie Shaull / Flickr (CC#nbsp;BY 2.0)
По#nbsp;всему миру представители коренных народов добиваются решения экологических проблем, сохранения культурного наследия и#nbsp;повышения уровня жизни.
Рассказываем, почему среди активистов особенно много женщин и#nbsp;с#nbsp;какими проблемами они сталкиваются
В#nbsp;конце октября в#nbsp;Бразилии прошли Всеобщие выборы. Главным результатом стала победа социалиста Лулы да#nbsp;Сильвы в#nbsp;президентской гонке. Помимо президента, бразильцы выбирали вице-президента, губернаторов, вице-губернаторов, членов Национального конгресса и#nbsp;законодательных органов штатов. Среди кандидатов на#nbsp;разные государственные посты в#nbsp;этом году было рекордное количество женщин из#nbsp;коренных народов.
«Они [власти] даже не#nbsp;знают о#nbsp;нашем существовании, и#nbsp;у#nbsp;них нет причин защищать нас»,#nbsp;— говорила одна из#nbsp;кандидаток, Ванда Ортега Витото. Ее#nbsp;народ пострадал от#nbsp;пандемии COVID-19, которая приняла в#nbsp;Бразилии угрожающие масштабы из-за того, что тогдашний президент Жаир Болсонару отказывался признавать опасность вируса. Другие кандидатки заявляют, что представители власти игнорируют их#nbsp;потребности и#nbsp;принимают решения, которые уничтожают их#nbsp;земли и#nbsp;нарушают их#nbsp;образ жизни. Среди кандидаток были Соня Гуажажара, которая в#nbsp;2022 году вошла в#nbsp;список 100 самых влиятельных людей мира по#nbsp;версии Time, и#nbsp;активистка Селия Ксакриаба#nbsp;— обе они в#nbsp;итоге избирались в#nbsp;Национальный конгресс. Разбираемся, как женщины из#nbsp;коренных народов разных стран борются за#nbsp;свои права.
Экология
Активизм коренных народов часто сопровождает экоповестка, поскольку коренные народы, чей образ жизни тесно связан с#nbsp;природой, первыми страдают от#nbsp;добычи ископаемых и#nbsp;эксплуатации ресурсов. Например, упомянутая выше Соня Гуажажара как лидер Ассоциации коренных народов Бразилии боролась против правительства Жаира Болсонару, обвиняя его в#nbsp;уничтожении угодий, на#nbsp;которых живут коренные народы Бразилии. По#nbsp;данным бразильского Национального института космических исследований, которые приводит издание Nature, за#nbsp;время его правления увеличились площади добычи ископаемых и#nbsp;вырубки лесов в#nbsp;резервациях коренных народов, выросло число лесных пожаров. Гуажажара назвала правление Болсонару «настоящей трагедией».
Американская активистка ЛаДонна Брейв Булл Аллард в#nbsp;2016 году протестовала против строительства трубопровода Dakota Access, который должен был пересекать реки Миссури и#nbsp;Миссисипи, а#nbsp;также часть озера Оахе вблизи индейской резервации Standing Rock. Это озеро#nbsp;— главный источник питьевой воды местных жителей. Под предводительством Аллард был основан многотысячный лагерь протестующих против строительства трубопровода. На#nbsp;протяжении нескольких месяцев правоохранительные органы разгоняли его, а#nbsp;трубопровод был в#nbsp;итоге построен. После череды судебных разбирательств Верховный суд США постановил провести в#nbsp;районе озера Оахе еще одну экологическую экспертиза с#nbsp;учетом мнения коренных народов.
Коренные народы первыми сталкиваются и#nbsp;с#nbsp;глобальными экологическими кризисами. Например, глобальное изменение климата приводит к#nbsp;распространению инфекционных болезней, лесным пожарам, повреждению пастбищ и#nbsp;саженцев. Люди, занимающиеся традиционными промыслами и#nbsp;живущие в#nbsp;сельских районах, становятся экологическими беженцами из-за увеличения частоты и#nbsp;интенсивности климатических бедствий. Женщины снова страдают первыми#nbsp;— и#nbsp;первыми берутся за#nbsp;решение проблем. Например, после разрушительного урагана, обрушившегося на#nbsp;побережье Гондураса в#nbsp;1998 году, 35 женщин из#nbsp;коренных народов возглавили проект восстановления, чтобы защитить свое сообщество от#nbsp;будущих климатических катастроф. Вместе с#nbsp;Федерацией народа гарифуна OFRANEH они создали рассадник, который произвел 3600 саженцев местных кустарников и#nbsp;деревьев#nbsp;— выращенная таким образом растительность теперь служит естественной защитой от#nbsp;все более суровых климатических явлений.
Сохранение культуры
Канадская активистка и#nbsp;правозащитница инуитского происхождения Шейла Ватт-Клотье в#nbsp;своей автобиографии рассказывает, что в#nbsp;школе упорно учила английский и#nbsp;преуспела в#nbsp;учебе, из-за чего стала забывать родной язык. Когда ей#nbsp;было 12 лет, она переехала в#nbsp;город Черчилль, где продолжила обучение. Хотя и#nbsp;Ватт-Клотье, и#nbsp;ее#nbsp;сверстники были увлечены англоязычной поп-культурой 1960-х, вынужденная адаптация к#nbsp;традициям «Юга» приводили к#nbsp;утрате инуитских традиций. С#nbsp;XIX века до#nbsp;1970-х годов более 150 000 детей коренных народов Канады были вынуждены посещать государственные школы в#nbsp;рамках кампании по#nbsp;ассимиляции в#nbsp;канадском обществе. Эти учреждения не#nbsp;давали надлежащего образования, питания, медицинского обслуживания, одежды, и#nbsp;многие из#nbsp;учащихся страдали от#nbsp;жестокого обращения.
Похожие процессы происходили и#nbsp;в#nbsp;СССР, например, с#nbsp;детьми представителей коренных народов Севера. В#nbsp;частности, еще с#nbsp;1950-х годов существует система школ-интернатов, где дети учатся, будучи оторваны от#nbsp;семьи (в#nbsp;последнее время альтернативу им составляют кочевые школы). И именно женщины активно занимались возрождением и#nbsp;сохранением традиционных культур Севера после распада СССР. Высокий уровень образования (в#nbsp;среднем выше, чем у#nbsp;мужчин) привел в#nbsp;конце 1980-х и#nbsp;начале 1990-х к#nbsp;образованию особой социальной группы#nbsp;— женщин-ученых, которые связывали свою научную карьеру с#nbsp;изучением и#nbsp;сохранением культур и#nbsp;языков коренных народов Севера, в#nbsp;том числе с#nbsp;разработкой учебных программ для#nbsp;школ.
Уровень жизни и#nbsp;правозащита
Из-за экологических проблем и#nbsp;принудительной ассимиляции коренные народы вынуждены бросать свои дома, расставаться с#nbsp;привычным образом жизни и#nbsp;вливаться в#nbsp;социум, который зачастую не#nbsp;предоставляет им#nbsp;достаточно политических прав и#nbsp;возможностей для#nbsp;экономического участия. Коренные народы сталкиваются с#nbsp;маргинализацией и#nbsp;дискриминацией. «Национальные статистические данные о#nbsp;здоровье, бедности и#nbsp;доступе к#nbsp;образованию показывают, что многие коренные народы по-прежнему являются беднейшими из#nbsp;бедных, наименее здоровыми и#nbsp;не#nbsp;имеют доступа к#nbsp;образованию»,#nbsp;— говорит Вики Таули-Корпуз, специальный докладчик ООН о#nbsp;правах коренных народов.
Общины коренных народов составляют около 5% населения мира, и#nbsp;они#nbsp;же — 15% беднейших его слоев. Людей, живущих за#nbsp;чертой бедности, среди них больше, чем среди некоренного населения,#nbsp;— такую тенденцию выявило исследование коренных народов в#nbsp;10 странах. Этот разрыв связан с#nbsp;потерями родных земель, дискриминацией, повышенной уязвимостью к#nbsp;изменению климата. Шейла Ватт-Клотье вспоминала, что когда в#nbsp;1970-х вернулась к#nbsp;инуитам после обучения в#nbsp;канадской школе, то#nbsp;не#nbsp;узнала собственную общину. Инуиты перешли к#nbsp;оседлому образу жизни. В#nbsp;их#nbsp;среде рос уровень алкогольной и#nbsp;наркотической зависимостей, домашнего насилия; распространялись вирусные и#nbsp;бактериальные инфекции. Суицидов было в#nbsp;девять раз больше, чем среди некоренного населения.
Этническое неравенство проявляется во#nbsp;время вооруженных конфликтов. Ответом на#nbsp;него становятся этнические правозащитные организации. Одной из#nbsp;самых известных в#nbsp;2022 году в#nbsp;России стал фонд «Свободная Бурятия», также основанный женщинами#nbsp;— журналисткой Александрой Гармажаповой (признана иностранным агентом) и#nbsp;IT-ученой Марией Вьюшковой.
Борьба с#nbsp;нарушениями прав коренных народов для#nbsp;многих активистов оборачивается политическими преследованиями. В#nbsp;марте 2018 года филиппинскую активистку Джоан Карлинг внесли в#nbsp;список террористов вместе с#nbsp;еще более 30 борцами за#nbsp;права коренных народов. Джоан происходит из#nbsp;народа канканай региона Кордильеры, где проживают около 1,7 млн человек, в#nbsp;основном коренные народы. Регион богат на#nbsp;различные ресурсы. «Я#nbsp;своими глазами видела разрушение окружающей среды, вызванное большими плотинами и#nbsp;добычей золота. Для#nbsp;нас это не#nbsp;проекты развития. Они созданы не#nbsp;нами и#nbsp;не#nbsp;для нас. Это просто добыча ресурсов,#nbsp;— говорила Карлинг на#nbsp;вручении награды ООН, которую она получила в#nbsp;знак признания ее#nbsp;активистской работы. —#nbsp;Я#nbsp;видела, как коренные народы, живущие в#nbsp;отдаленных деревнях, замолчали, не#nbsp;в#nbsp;силах подать голос, чтобы защитить свою землю и#nbsp;окружающую среду. Я#nbsp;более 10 лет работала, чтобы повысить осведомленность посредством протестов и#nbsp;диалога с#nbsp;правительством. Мы#nbsp;договаривались с#nbsp;горнодобывающими компаниями, строителями плотин, местными властями и#nbsp;средствами массовой информации, а#nbsp;также сформировали альянсы групп поддержки для#nbsp;защиты прав человека и#nbsp;окружающей среды. Несмотря на#nbsp;угрозы, риски и#nbsp;новые репрессии, я#nbsp;упорно продолжала свою работу вместе с#nbsp;другими преданными своему делу лидерами».
Как активистки коренных народов защищают свои права
В#nbsp;марте 2022 года 15 000 человек вышли на#nbsp;протесты в#nbsp;Бразилии, в#nbsp;том числе знаменитости, активисты и#nbsp;представители коренных народов. Поводом стало решение Палаты депутатов ускорить рассмотрение законопроекта, который разрешил#nbsp;бы добычу полезных ископаемых и#nbsp;производство гидроэлектроэнергии на#nbsp;территориях коренных народов. Недовольство вызвали и#nbsp;другие законодательные инициативы#nbsp;— например, отмена правовой защиты территорий коренных общин. Из-за протестов законопроекты до#nbsp;сих пор не#nbsp;приняты и#nbsp;находятся на#nbsp;рассмотрении.
Чтобы громче заявить о#nbsp;своей позиции, представители коренного населения создают движения, активно используя социальные сети. Например, в#nbsp;2012 году в#nbsp;Канаде активистки Нина Уилсон, Сильвия МакАдам, Джессика Гордон и#nbsp;Шила Маклин запустили хештег #idlenomore (англ. «нет безразличию»), с#nbsp;которого начались митинги и#nbsp;флешмобы против законопроекта#nbsp;— он#nbsp;вносил поправки в#nbsp;законы, касавшиеся защиты окружающей среды и#nbsp;прав коренного населения. Интернет-флешмоб превратился в#nbsp;протестное движение, которое добилось для#nbsp;группы вождей коренных народов встречи с#nbsp;тогдашним премьер-министром Стивеном Харпером и#nbsp;договоренностей о#nbsp;регулярных консультациях.
Лидеры протестов обращаются и#nbsp;в#nbsp;высокие инстанции. Уже упоминавшаяся выше Шейла Ватт-Клотье в#nbsp;2005 году инициировала первый в#nbsp;мире международный судебный процесс по#nbsp;проблеме изменения климата: вместе с#nbsp;62 охотниками и#nbsp;старейшинами инуитов из#nbsp;общин Канады и#nbsp;Аляски она подала петицию в#nbsp;Межамериканскую комиссию по#nbsp;правам человека (МКПЧ), утверждая, что неконтролируемые выбросы парниковых газов в#nbsp;США нарушают права инуитов. Хотя МКПЧ приняла решение не#nbsp;рассматривать ее#nbsp;заявление, комиссия пригласила Ватт-Клотье дать показания на#nbsp;слушании по#nbsp;вопросам изменения климата и#nbsp;прав человека 1#nbsp;марта 2007 года. В#nbsp;2021 году Соня Гуажажара участвовала в#nbsp;Конференции ООН по#nbsp;изменению климата#nbsp;— и#nbsp;на#nbsp;этот раз добилась конкретного решения: создания фонда в#nbsp;размере $#nbsp;1,7 млрд для#nbsp;помощи коренных народов.
Иногда, не#nbsp;дождавшись помощи от#nbsp;государства или межгосударственных организаций, активисты решают проблему, просто выкупая территории, которые они защищают. Например, Вайнона ЛаДюк, активистка из#nbsp;американских индейцев оджибве, в#nbsp;1989 году основала проект по#nbsp;восстановлению Белой Земли (территории расселения коренных американцев в#nbsp;штате Миннесота). Средства она получает за#nbsp;счет фандрайзинга#nbsp;— среди грантодателей есть, например, компания Reebok. А#nbsp;в#nbsp;2015 году активистка Сильвия МакАдам Сайсевахум, представительница канадских индейцев кри, запустила на#nbsp;платформе Kickstarter кампанию по#nbsp;сбору денег на#nbsp;строительство дома для#nbsp;индейской общины.
Но#nbsp;чтобы добиваться устойчивого развития в#nbsp;долгосрочной перспективе, коренным народам необходимы места в#nbsp;органах власти. В#nbsp;2022 году в#nbsp;нижней палате Конгресса США впервые оказались представлены все коренные народы страны, включая жителей Аляски и#nbsp;Гавайев. Избрание Мэри Пелтолы, политика и#nbsp;представительницы юпикских народов, завершило полное представительство коренных народов в#nbsp;нижней палате.
Почему женщины
Активизм коренных народов напрямую связан с#nbsp;экоповесткой, а#nbsp;ею#nbsp;чаще всего занимаются женщины. От#nbsp;экологических катастроф в#nbsp;первую очередь страдают уязвимые группы населения. Женщины и#nbsp;дети в#nbsp;14 раз чаще погибают в#nbsp;результате природных катастроф, чем мужчины. Экологические кризисы провоцируют рост насилия над женщинами. В#nbsp;сложной ситуации женщины более уязвимы перед сексуальной эксплуатацией и#nbsp;торговлей людьми. Кроме того, любой кризис усиливает проблему домашнего насилия, ведь в#nbsp;условиях кризиса возможностей выйти из#nbsp;абьюзивных отношений становится меньше. Соответственно, борьба за#nbsp;экологию тесно переплетена с#nbsp;феминистским движением.
У#nbsp;многих коренных народов сохранение традиций, накопление и#nbsp;передача знаний отведены женщинам. «Поскольку мы#nbsp;создаем жизнь, роль женщин очень важна среди коренных народов. Передача знаний предков всегда выполнялась женщиной»,#nbsp;— говорит Роза Чаморро, активистка за#nbsp;права женщин и#nbsp;коренного населения Колумбии. Именно поэтому защитниками культуры и#nbsp;территорий становятся именно женщины.
Несмотря на#nbsp;важную роль женщины в#nbsp;общинах коренных народов, многие из#nbsp;них сталкиваются с#nbsp;большей несправедливостью, чем мужчины. Их#nbsp;дискриминируют не#nbsp;только по#nbsp;этническому признаку, но#nbsp;и#nbsp;по гендерному, и#nbsp;оба эти фактора усиливают друг друга. В#nbsp;сентябре 2015 года Специальный докладчик ООН по#nbsp;правам коренных народов Виктория Таули-Корпус представила отчет о#nbsp;правах женщинах и#nbsp;девочек из#nbsp;коренного населения. Женщины из#nbsp;числа коренных американцев и#nbsp;коренных жителей Аляски в#nbsp;2,5 раза чаще подвергаются сексуализированному насилию, чем другие женщины в#nbsp;США (при этом 86% таких преступлений совершаются некоренными жителями). У#nbsp;женщин из#nbsp;числа коренных народов в#nbsp;Канаде вероятность быть убитыми в#nbsp;четыре раза выше, чем у#nbsp;женщин, не#nbsp;принадлежащих к#nbsp;коренному населению. Эти проблемы вынуждают женщин бороться за#nbsp;свои права, требовать справедливости и#nbsp;защищенности.
www.forbes.ru/forbes-woman/482 638-hranitel-nicy-tradicij-i-zemel-kak-zensiny-borutsa-za-prava-korennyh-narodov?fbclid=IwAR3JvlC4kw4HCnP-CBdGyu6t2sorHmoCzuObAwdB8bhgFCoox828LUuEjeA
2023-03-10 13:53 Мероприятия/новости