Я родилась в семье удэгейцев в селе Нижняя Пронге Хабаровского края. Мой папа работал учителем, а мама — воспитателем. В семье было трое детей. Мы жили традиционной жизнью удэгейцев, соблюдали все традиции.
Уже в детстве я научилась готовить блюда национальной кухни, мама научила меня шить и вышивать. Замуж я вышла за удэгейца, у нас двое детей. Я сама получила высшее педагогическое образование, по профессии я учитель истории и обществоведения, всю жизнь проработала воспитателем. Толчком к общественной работе стало желание сохранить родной язык и культуру, привлечь свой народ к работе, про- будить у сородичей чувство ответственности за наше будущее. С тех пор прошло уже 30 лет, а работы меньше не стало. Язык стал исчезать уже в общении наших родителей, они почти на нём не разговаривали, хотя владели им, но удэгейский язык продолжал жить в разговорах бабушек. Я помню его звучание, его мелодия казалась мне волшебной, очень хотелось, чтобы он снова ожил в удэгейских домах. Нужно было менять ситуацию, принимать срочные меры. Мы с подругами создали общину. Женщины моего народа активные, именно они занимаются возрождением языка, культуры древнего шитья. |
Мы стараемся идти в ногу со временем, используем для этого различные средства, развиваем партнёрства с заинтересованными организациями, проводим мастер-классы по приготовлению блюд национальной кухни, по изготовлению сувениров, но пока рано говорить, что это предпринимательство в чистом виде. Наша община тесно сотрудничает с национальным пар- ком «Бикин» в селе Красный Яр, в части разработки туристических маршрутов для парка.
При общине создан детский ансамбль, который участвует в фестивалях и конкурсах, работает на выездных мероприятиях. Наша работа в крае заметна, администрация оказывает содействие. В 2020 году община реализовала проект по созданию центра удэгейской культуры «Удиэ зугдити адала» (русс. «Удэгейский дом дружбы»), получала краевые субсидии для сохранения культурного наследия малых коренных народностей, проживающих на территории Приморья. Я занимаюсь обучением и просветительской деятельностью, ни одно мероприятие такого плана невозможно без углублённого изучения; так, если мы с детьми делаем маски шамана, мы рассказываем об удэгейских шаманах, учим танцевать, говорим о связи удэгейцев с природой, окружающей средой; если готовим национальные блюда, рассказываем о местных травах, говорим об их произрастании. Наша культура везде, в каждом виде нашей работы. |