Наталья Иженбина

#общ. деятели
СЕЛЬКУПЫ
Творческая мастерская «Туссайока» («Искорка»)
г. Колпашево, Томская область

Почта: tascha050658@gmail.com
Я родилась в деревне Иванкино Томской области в многодетной семье потомственного селькупа-рыбака Иженбина Платона Ильича.

Деревня Иванкино маленькая и малоизвестная, но как же много о ней можно рассказать! Деревня стоит на берегу реки Пурьянги, небольшом притоке величественной Оби в Колпашевском районе Томской области.

Рыбаками были мой отец, его отец, его дед и прадед. Обь давала им чувство собственной необходимости людям. Платон Ильич был свидетелем того, как менялась жизнь на Оби. Река кормила людей с глубокой древности.

Население занималось не только рыбалкой и охотой, но и сбором ягод, лекарственных трав, грибов, кедрового ореха. Селькупы прекрасно знали, где и когда тайга одарит ягодой, где лучше плодоносит кедр, а где можно добыть глухаря.

По рассказам моей мамы, Иженбиной Устиньи Васильевны, и бабушки, Чужиной Анны Ильиничны, женщины-селькупки любили собираться вместе, занимались рукоделием: кто-то вышивал крестиком, кто-то вязал чулки и носки из овечьей шерсти, конского волоса или собачьего пуха на пяти спицах или на одной игле; кто-то работал с шерстью: щипал, прял на прялке, сучил на веретене; кто-то вязал крючком кружева, воротнички, манжеты, украшал наволочки и простыни, делал салфетки и, конечно, все вместе рассказывали разные были и небылицы, пели песни на родном селькупском языке.

В моё детское время старые селькупы ещё хранили в своей памяти традиции устного народного творчества об Иде, о могучих богатырях, о священных деревьях, которым приносили жертвы, завязывали лоскутки и загадывали желания.

Предпринимателей в деревне не было, наверное, потому, что люди привыкли, что брать лишнее нельзя, брали только то, что могли съесть и в чём они нуждались. Конечно, когда изменилась жизнь, получилось, что предпринимателей у нас своих нет, и сёла стали погибать.
Женщины уезжали, потому что не было работы, а, может, если бы умели вести бизнес, наши сёла были бы крепче сейчас. Женщинам сложно быть предпринимателями, много незнакомых терминов, но женщины умеют работать вместе в рамках творчества, продвигать социальные инициативы, и это большой плюс.

Я работала в Иванкинской национальной малокомплектной школе учителем начальных классов и учителем родного селькупского языка и самобытной культуры. Мне хочется, чтобы дети помнили свои корни, но древним культурам сложно состязаться с современным миром, поэтому работа с детьми стала неотъемлемой частью моей жизни.
Творческая студия «Туссайока» появилась, когда школа в селе закрылась, а наши дети переехали в город. Наше творчество целиком связано с традициями коренных народов Томской области; если мы создаём что-то для продажи, то это связано с нашими традициями. Мы создаём сувениры, а также обучаем забытым традициям, учим вязать на одной игле, прясть шерсть.

Благодаря социальной инициативе в нашей мастерской появилась швейная и вышивальная машинка, наши девушки прошли курсы обучения. Помещение под мастерскую нам предоставила партия КПРФ, так как до определённого момента у нас не было своего пространства, приходи-
лось встречаться на дому, это было не удобно.

При создании мастерской пришлось многое узнавать, мы не знали, как вести бухгалтерию, делать отчёты, учились всему параллельно. Кто-то отвечает за вышивку и шитьё, другой ведёт группу в социальной сети и выкладывает наши изделия для продажи.

Мы снимаем на видео мастер-классы и выкладываем их на канале ‘‘YouTube''. Видео становятся очень популярными, и нам поступают заказы. У нас нет собственного магазина или сайта, где мы можем продавать изделия, но мы активно пользуемся интернетом, стараемся не пропускать возможности участвовать в ярмарках. Мы надеемся, что успех придёт к нам, пока мы работаем и вкладываем в нашу работу то, что знаем сами.
Made on
Tilda