Валентина Габова

#общ. деятели
УДЭГЕЙЦЫ
Семейная община «Буа Хони» (русс. «Дикая тайга»)
с. Рощино, Приморский край

Инстаграм: buahoni
Почта: buahoni@mail.ru
Я родилась в селе Санчихеза Приморского края, училась в школе-интернате. В школе учились и русские, и удэгейцы. Школу я вспоминаю с особой теплотой, многое закладывается в нас в самом раннем возрасте — желание учиться, основы дружбы и общественной работы.

В моём родном селе во времена моего детства мужчины охотились и рыбачили, были живы старики-шаманы. Село сохраняло крепкие общинные связи, в нём проживали два крупных рода — Кя и Кялундзига.

Я любила наблюдать за всем происходящим вокруг: как шили обувь, выделывали шкуры, возвращались с охоты мужчины или приносили улов с рыбалки, как из рук умелого мастера появлялись лыжи, подбитые мехом.

Мне нравились наши сельские праздники, особенно я любила Новый год, в эти дни мы ходили к старейшинам на поклоны (обряд почитания старейшин), а они давали нам напутствие.

У нас была большая семья, я — самая старшая — присматривала за семерыми братьями. Родители много работали, трудились в колхозе, жизнь менялась и была непростой, но у семьи были родовые угодья, где родители и родственники занимались традиционными промыслами.

После школы я училась в Благовещенске, потом в Иркутске, работала в геологоразведке, вышла замуж и родила четверых детей. В стране началась перестройка. Работы не было, я сидела дома с детьми, занималась их воспитанием и обучением. Уже тогда становилось ясным, что наш родной язык, культура уходят. Это было очень тревожно и страшно. Старики, которые говорили на удэгейском языке, уходили один за одним, и язык исчезал вместе с ними. Я стала сама собирать материалы по удэгейскому языку, навещать старейшин, собирать историю Санчихезы.
Чем больше я работала с сородичами, тем больше я понимала, что в срочных мерах нуждается традиционное ремесло и природопользование, сохранение обрядов и праздников, что наши дети и молодёжь отрываются от традиционной культуры. В Красноармейском районе проживает около 200 удэгейцев из них несколько человек из моего поколения может говорить на родном языке на бытовом уровне, а молодёжь языка почти и не знает.
В 2000 году в России вышел закон об общинах, мне казалось, что он даёт нам шанс помочь на- роду сохранить традиции и язык. Уже через год мы зарегистрировали семейную общину, вот уже более 20 лет я являюсь председателем общины «Буа Хони» (русс. «Дикая тайга»). Деятельность семейной общины «Буа Хони» — это не бизнес, а прежде всего социально-ориентированное на- правление — просветительская, правозащитная, экологическая деятельность.

За время работы нашей общины мы переживали разные времена, до 2000 года деятельность осуществлялась только на личные средства, работали за счёт членских взносов, было очень сложно поддерживать работу, нужны были деньги на со- брания, текущую деятельность. Женщины в общине очень помогли ей устоять на ногах и развиться, они всегда занимали активную позицию в развитии села, организовывали встречи и собрания, проводили голосования, умели отстаивать своё мнение. Благодаря нашим женщинам, очень многое в работе движется вперёд.

В 2020 году семейная община «Буа Хони» по итогам конкурсного отбора социально-ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае стала победителем и получила субсидию из краевого и районного бюджета администрации Красноармейского района Примор- ская на создание этнокультурного центра «Удиэ Паки ни» (русс. «Удэгейский мастер»).

На выделенные деньги было закуплено оборудование и инструменты для центра, оборудование и ткани для швей, инструменты для мастеров по кости и дереву, сотрудники центра воссоздали и сшили удэгейские костюмы.
В этноцентре теперь проходят уроки по родному языку, мастер-классы по традиционной вышивке, изготовлению сувениров из кости и дерева, по пошиву охотничьей зимней обуви «Улы», национальных тапочек, мы делаем охотничьи лыжи, сохраняем традиционное вязание охотничьих и рыболовных сеток, занимаемся сбором папоротника и заготовкой черемши.

С закупкой традиционных материалов не всегда легко, лицензии на охоту стоят очень дорого, порой нужно всей общине сложиться, чтобы купить лицензию на изюбря, да и нет собственной территории для традиционного промысла. В настоящее время территории для охоты выделяет промхоз, но стоимость лицензии всё равно остаётся очень дорогой. Есть сложности и с обучением удэгейскому языку, к сожалению, желающих учить язык немного.
Мы стараемся разрабатывать программы таким образом, чтобы занятия были интересными, включаем информацию об истории края, об Арсентьеве, работаем над маршрутами экологических троп. Я вижу интерес детей, это так важно сохранить и поддержать его, передать свои знания детям.

Недавно нам одобрили грант «По следам Дерсу Узала» по исследованиям Арсентьева. В этом проекте мы сможем создать этнотропы, рассказывать о куль- туре удэгейцев, а также обучить местную молодёжь новой специальности «Проводники и гиды экологических маршрутов». У нашей общины есть опыт сохранения тради- ционных ремёсел, всё это живо, но требует всесторонней поддержки.
Made on
Tilda